Память — это способ запоминать, сохранять и воспроизводить информацию. Запас впечатлений, хранящиеся в сознании.
Благодаря памяти, человек приобретает опыт, повышается умение познавать мир.
У каждого человека разное развитие памяти. Степень развития зависит от определенных условий: наследственность, состояния здоровья, качества питания, качества воспитания и образования.
На память влияет:
- Экология;
- Уровень стресса;
- Состояния физического и психологического здоровья;
- Качество сна;
- Уровень физических нагрузок, спорт способствует улучшению памяти;
- Возраст;
- Саморазвитие, особенности жизни человека.
Процессы памяти: запоминание, сохранение, выражение, забывание.
Разновидности памяти:
- По характеристикам направления: логическая, механическая, эмоциональная;
- Тип восприятия: слух, зрение, обоняние, движения;
- Время хранения, долговременное, кратковременное, оперативное — позволяет работать быстрее и запоминать;
- Вид памяти непроизвольная, не требуется никаких усилий запоминать и учить, мозг сам все фиксирует. Например: посмотрев передачу, человек запоминаем быстро, не прилагая сил что-то запоминать. Производственная, требует волевых усилий, учить, читать, усваивать информацию самостоятельно.
Мозг человека достаточно сложный. На нормальную жизнедеятельность влияет множество моментов. В памяти участвует огромное количество отделов мозга.
Разновидности памятиКак работает наше мышление
Память надо тренировать и развивать. У одних память хорошая, у других с нарушениями и вызывает проблемы. На формирование влияют четыре основных фактора.
Состояние нервной системы:
- Адекватное восприятие на мощные раздражения окружающей среды;
- Уравновешенность, стабильный баланс возбуждения и торможения;
- Подвижность, быстрая смена;
- Развитие действий, быстрое формирование в процессе обучения;
- Умения быстро переходить с решения одних задач, на другие.
Повторение информации. Воспроизведение одной и той же информации:
- Подключение процессов мышления;
- Пересказывать, например, прочитав текст, нужно осмыслить, затем необходимо рассказать своими словами;
- Заучивания наизусть. Дословное воспроизведение информации.
Мотивация запоминания:
Это очевидный фактор, влияющий на наше мышление. Например, ученик читает рассказ, и не уверен в том что его могут спросить на уроке, может читать невнимательно, рассеянно. А если дать другую задачу, написать изложения на память, он начинает вчитываться внимательно, чтобы получить хорошую оценку за свою работу.
Четвертый фактор, это возраст.
Маленький ребенок не пользуется своими способностями на все сто процентов. Они легко запоминают, то чем играют. Происходит быстрая подготовка к школе.
Законы памяти
- Простой закон, осмысление — чем глубже запоминаем, тем эффективнее, быстрее, легче информация сохраняется в памяти.
- Интерес, запоминается лучше и быстрее, происходит непроизвольно. Для того чтобы информация стала интересной, необходимо для себя создать значимую цель, которая будет двигать процесс изучения.
- Чем больше знаний, тем легче запоминается новый материал. Становится несложно находить связки, сцепки и ассоциации.
- Готовность к запоминанию, необходимо поставить цель запомнить на время, то информация забудется достаточно быстро, а если запоминать на всю жизнь, то помнить человек будет информации больше и дольше.
- Одновременных впечатлений. Ситуация помогает вспомнить, а придуманные элементы помогаю изложить мысли. Вы одновременно свои впечатления ассоциируете с прожитыми действиями.
- Последовательные впечатления, возникающие друг за другом, происходит воспоминание на основании прошлых моментов из жизни.
- Чем больше впечатлений, ярче образ, больше каналов, по которым идет информация, тем запоминание происходит лучше. Поэтому важно усиливать первое впечатление образа.
Способы тренировки памяти
Главный фактор, влияющий на развитие человека, это особенности памяти. Факторы у всех разные.
Характеристики памяти:
- Кратковременный объем – число информации, которые человек может запомнить после их восприятия, и помнить всю жизнь;
- Скорость запоминания, сколько времени человеку понадобится для усвоения информации;
- Срок хранения информации, сколько мы запоминаем материала, влияет на срок хранения;
- Точность воспроизведения, правильное повторение информации;
- Готовность, умение быстро ориентироваться в изученном материале, а правильно его рассказать.
Залогом успешного запоминания является динамическая работа мозга. Для развития и питания этой энергии, надо тренировать память. Включите в жизнь действия, способствующие улучшению работы мозга.
Залогом успешного запоминания является динамическая работа мозга.Как тренировать память:
- Память надо тренировать, для поддержания ее в тонусе. Главный способ, изучение иностранного языка. Таким образом, стимулируется мозг. Выходите из зоны комфорта;
- Работайте над фантазией. Образное мышление помогает развить память;
- Например, чтобы не забыть номер телефона, представьте мысленно, как вы его набираете на телефоне, так легче запоминается. Механизм запоминания информации работает, и в случае необходимости, мозг вспоминает зрительно ваши действия;
- Учите каждый день небольшие стихи и старайтесь говорить вслух. Со временем меньше повторений потребуется для запоминания;
- Взять любой предмет, посмотреть на него в течение одной минуты, а затем убрать и описать все подробности о предмете;
- Разгадывайте кроссворды, помогает эффективно тренировать память и мозг;
- Занятие спортом, каждодневные физические упражнения улучшают работу мозга. Ежедневно ходите на прогулки на свежий воздух, кислород необходим для работы мышления;
- Хороший сон важен для процесса запоминания;
- Меньше нервничайте, стресс способен уничтожить клетки мозга, негативно сказывается на памяти. Стресс оказывает, влияет на здоровье человека и его память.
Применяйте советы на практике, развивайте память. Заставляйте память работать на вас.